Легенда о маке. Данный мифопоэтический образ является непосредственно знаком сна и смерти, а цветущий - небывалой красоты, также символ неувядаемого женского очарования и молодости. Он является безусловным Символом Великой Матери, означающий Мать-Деву, т.е. ночь. Посвящен всем ночным и лунным божествам. Символизирует плодородие, забвение, плодовитость и праздность.

Китай: отдых, красота, уход от дел, успех; однако, как источник опиума – зло и непосредственно распад.

Христианство: невежество, сон, безразличие. Кроваво-красный мак олицетворяет сон смерти и страдания Христа.

Греко-римская традиция: период смерти и сна растительного мира, эмблема Деметры (Цереры), Гипноса, Персефоны, Венеры и Морфея. В народной поэзии мак является известным как знак кратковременного счастья: "Проходит мой век, как маковый цвет"...

Есть несколько мифов и легенд, связанных с появлением мака. Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она при помощи звезд и светящихся жучков рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала, чем всех отталкивала от себя. Тогда Господь создал Сон, сновидения и грезы, и вместе с Ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти, один из людей даже задумал убить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда Сон в гневе воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак.

Мак служил символом плодородия из-за своей большой плодовитости. Поэтому он является постоянным атрибутом Геры (Юноны) - богини плодородия и супружества. Храм и статуя богини плодородия и супружества - Геры (Юноны) на острове Самос украшались маковыми головками. С

маком в руке всегда изображалась богиня жатвы - Церера (Демитра). Из цветков мака и хлебных колосьев плели венки, которыми украшали ее статуи.Часто саму богиню называли Меконой (от греческого mecon, makon - мак).

Древние греки считали, что бог сна Гипнос сотворил данный цветок для Деметры, когда она очень устала от поисков своей пропавшей дочери Персефоны, которую украл Аид, повелитель подземного царства мертвых, тем самым не могла более обеспечивать рост хлебов. Тогда дабы она заснула и отдохнула Гипнос дал ей мак.

Персефона является неким символом спускающегося на землю в это время покоя. Поэтому её иногда изображали с маком- представляя обвитой гирляндами маковых цветов. Если верить древнеримской легенде, то мак вырос из слез Венеры, когда она, узнав о смерти прекрасного юноши Адониса пролила их. А согласно буддийской легенде, то мак вырос на земле, которую коснулись ресницы засыпающего Будды.

Мак также называют "слепой удар", всё потому, что его яркий красный цвет действует ослепляющее, и "слабая голова", т.к. цветочный запах вызывает головную боль. Этот цветок является также атрибутом Гипноса. А всё потому, что его всегда изображали в виде сидящего или лежащего юноши, или же ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки, иногда его изображали с венком на голове из маковых головок.

"Прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон..."

Он также являлся атрибутом бога смерти - Танатоса, поэтому его изображали в виде юноши с венком из мака, но уже с черными крыльями, в черном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел. А Царство сна Морфея непосредственно было полностью засажено маками.

Мак употребляют для украшения церквей в день Сошествия Святого Духа, поэтому его считают цветком ангелов. В этот день маленькие дети, одетые ангелочками, идут в процессии перед священником, несущим Святые дары, и осыпают перед ним дорогу маковыми цветками.

Во времена античности хорошо были известны обезболивающие и усыпляющие свойства мака. Дал весьма чёткое описание мака, а также его

целебных свойств Теофраст, которого называют «отцом ботаники». Маковый сок упоминается в древних медицинских рукописях как напиток, который погружает человека в сон на время хирургических операций. Ещё Гомер писал, что Елена Прекрасная благодаря свойствам макового сока облегчала страдания воинов, раненных во время Троянской войны. Вергилий назвал мак "lathean" - "дающий забвение". Гиппократ же говорил, что маковый сок может служить укрепляющим и питательным средством. А Диоскорид предупреждал, что сок мака может легко убить, если выпить его слишком много. Предостерегающая книга ботаника и врача Таберне-Монтануса (Якоба Теодоруса) появилась в XVI веке - "Сок маковых семян", в ней говорилось об опасности его чрезмерного употребления.

Красные маки как символ. Канадский военный врач Джон Маккрей (John McCrae) во время Первой мировой войны, в 1915 г. написал ставшее широко известным стихотворение "In Flanders Fields" ("В полях Фландрии"), оно начинается такими строками: "Всюду маки свечами печали горят. На войной опалённых фландрийских полях, Между мрачных крестов, что рядами стоят, В тех местах, где недавно закопан наш прах" - перевод А. Яро.

Мойна Михаель в 1915 году, вдохновлённая этими стихами, ответила своим собственным стихотворением: "Мы вспоминаем красные маки, В полях что растут - доблести знаки, будто кричат небесам о крови Героев, что вечно будут живы". Позже ей в голову пришла идея о том, чтобы носить красные маки на День поминовения в честь тех, кто погиб во время войны. Она продавала маки сотрудникам и друзьям, а деньги шли на благотворительность, она являлась первой, кто носил их. Позже мадам Гуерин из Франции, побывав в США, начала делать искусственные маки и продавать их в пользу овдовевших матерей и детей-сирот. Франко-Американская лига детей продавала маки в помощь осиротевшим в войне во Франции и Бельгии в 1921. Эта традиция распространилась и на другие страны, в частности, Великобританию.

Во многих местностях существует поверье, словно мак растет всегда в обилии на полях битв. Красно-кровавая окраска его цветов послужила главным основанием для этого народного поверья. Но на самом деле обильное количество мака можно легко объяснить тем, что на этих полях не пускают пастись скот, в связи с чем, у мака есть больше времени для вызревания и, рассевая ежегодно многочисленные семена, со временем он чуть ли не полностью покрывает своими ярко-красными цветами поля. Это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит всех живых молиться об упокоении грешных душ погибших – так считает народ. А детей чаще вс

чтобы они не ходили на поля мака потому что, цветы его высасывают кровь. И называют их "sprokelloem" -"цветы привидений".